Проблема наркомании сегодня – это глобальная трагедия нации, ведущая в росту смертности среди молодого населения и демографической яме. В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотических средств, возрастает. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманомические средства, что в свою очередь определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков – больных наркоманией и токсикоманией.
Наркозависимые группы населения стремительно «молодеют». Возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в учреждениях профессионального образования.
Важной особенностью проведения любой профилактической активности является вовлечение школьников в процесс профилактики.
Отметим основные вопросы, ответы на которые раскрываются на профилактических мастер-классах нашей командой:
1. В каких направлениях работы могут принимать участие школьники?
– антинаркотические диспуты;
– профилактические беседы;
– сбор и распространение информации о работе служб социально-профилактической помощи, телефонах доверия;
– спортивные мероприятия как альтернатива употребления ПАВ (спортивные секции, дни здоровья, физкультминутки, спортивные игры, эстафеты, соревнования и др.);
– организация досуга;
– внеклассные мероприятия, классные часы (например, «Вредные привычки»);
– дни профилактики, тематические дни (например, «Мир без наркотиков»);
– первичные профилактические программы (например, «Секреты здоровья», «Радуга жизни», «Антистресс», «Выбор за тобой» и др.);
– конкурсы творческих работ (например, «Я не курю, и мне это нравится», «Жизнь без наркотиков»);
– конкурс ситуаций по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения;
– конкурс сочинений по профилактике употребления ПАВ среди школьников;
– конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет (например, конкурсы на лучший плакат или антирекламу под девизом «Мир без наркотиков»);
– и др.
2. Что надо знать школьнику о здоровье?
Здоровье – это состояние полного благополучия, которое позволяет человеку жить счастливо и достигать целей, соответствующих его возможностям
Основными показателями здоровья являются:
– умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей;
– высокая работоспособность и устойчивость к болезням;
– уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
3. Какие виды психической зависимости существуют?
1) Групповая психическая зависимость от психоактивных веществ. Она характерна для подростков и проявляется в потребности употреблять психоактивные вещества, возникающей при попадании в группу значимых сверстников («свою компанию»).
2) Индивидуальная психическая зависимость. Это патологическая потребность в употреблении психоактивного вещества с целью достижения психического комфорта в состоянии опьянения.
4. Как научиться говорить «нет», если предлагают ПАВ или наркотики?
Сказать «нет» – это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.
Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Голос должен быть твердым и уверенным. Любой школьник имеет право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым.
5. Что такое наркотики и наркомания?
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость. Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно. Наркомания – особое психическое заболевание, при котором страдают не столько сознание и мышление человека, как при других психических заболеваниях, сколько сфера потребностей. Под влиянием приема того или иного наркотического вещества формируется потребность к повторным его приемам с целью по возможности постоянно находиться в состоянии вызываемого им дурмана (опьянения).
Если это вещество – алкоголь, заболевание называется алкоголизмом. Если это вещество – никотин, заболевание называется никотиноманией. Если это какое-либо иное наркогенное вещество, заболевание называется соответственно наркоманией или токсикоманией.
6. Что такое психоактивные вещества?
Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. ПАВ– это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются наркотиками. Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин, летучие растворители, лекарственные психотропные средства и др.
7. Чем алкоголь и никотин отличаются от наркотиков?
Зависимость от наркотиков развивается намного быстрее, чем от алкоголя и быстрее, чем от никотина. И она намного более прочная: перестать употреблять наркотики во много раз труднее, чем бросить курить или пить спиртное. К тому же наркотики – много более ядовитые вещества: дозы их измеряются миллиграммами, и лишь в некоторых случаях граммами, тогда как алкоголь «меряют» стаканами, а никотин табака – пачками.
8. Употребление ПАВ – это личное дело каждого человека?
Нет, употребление ПАВ и наркомания – это не личное дело каждого, хотя человек сам принимает решение начинать ли ему употреблять наркотики или, опираясь на полученное воспитание и знание о наркомании, отказаться от употребления наркотиков. «Права» на потребление наркотиков нет и быть не может, и к проблеме «прав человека» наркомания отношения не имеет.
9. У наркоманов слабая воля?
Воля наркомана не слабая, а неправильно ориентированная – на потребность, которая разрушительна для психики и организма и опасна для окружающих.
10. Почему школьники начинают пробовать ПАВ, наркотики?
Причины употребления различны:
– из любопытства;
– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;
– как протест против родителей: «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью»;
– чтобы снять напряжение.
Если все общественно-активные группы населения, преподаватели и завучи школ и колледжей сделают хотя бы маленький шаг на пути к борьбе против вредных привычек среди наиболее подверженных пагубному влиянию групп лиц – детей, подростков, мы получим колоссальной результат, в который невозможно поверить, который будет выражен в цифрах, внушающих оптимизм и демонстрирующих оздоровление нации! ВМЕСТЕ – МЫ ПОБЕДИМ!
Уважаемые родители! В нашей клинике подростки до 16 лет могут пройти тест на наркотики всего за 1000 руб., назвав кодовое слово #КПОБЕДЕВМЕСТЕ оператору call-центра. Мы призываем предотвратить зависимость на самом начальном этапе или убедиться в ее отсутствии.
Ждем всех желающих! Стать участником проекта вы можете, подав заявку на нашем сайте https://moz10.ru/k-pobede-vmeste/